Запрет фреона R22: переход на новые хладагенты

Многими исследованиями доказано, что хладагент типа R22 весьма вреден для окружающей и среды и поэтому его массовое использование прекращено. Подобные инициативы возникли достаточно давно, а активно накладывать запрет на масштабное использование фреона начали еще в 2001 году, затем в 2004 году для небольших систем кондиционирования. С 2010 года был введен запрет на производства хладагента, в 2015 его запретили для сервисных работ в Европе, а в 2020 году от него отказались окончательно.

В чем основная угроза использования фреона R22?

Запрет кондиционеров на старом хладагенте

Данный тип хладагента – это вещество под названием «дифторхлорметан» с формулой CHClF2. Другими словами, это хлоросодержащий фреон, который оказывает негативное влияние на озоновый слой. И хотя его разрушительный потенциал на порядок ниже ранее используемых марок R-11 и R-12, он все равно опасен для окружающей среды.

Проблемы запрета R22

Несмотря на все разрушительные свойства фреона R 22, запрет использования данного типа хладагента вызвал определенные проблемы. Дело в том, что за многие годы своего использования он получил крайне широкое распространение и применение, в особенности в бытовых кондиционерах по всему миру, в том числе и в Украине. Таким образом, сложилась ситуация, когда кондиционеры стало нечем заправить, поскольку используемый ними хладагент оказался под законодательным запретом.

Получается, что тысячи пользователей лишились возможности эксплуатировать свои кондиционеры. Как быть в такой ситуации?

Для начала нужно отметить, что все кондиционеры использующие фреон R22, это морально устаревшее оборудование, многие модели которого давно сняты с производства. В целом, не рекомендуется вкладывать в них деньги, а попросту заменить на более передовую климатическую технику, использующую новые типы хладагента. Многие производители даже перестали выпускать расходные компоненты для таких моделей, поэтому неизбежность их замены и выхода из употребления очевидна.

В то же время, еще сохраняется возможность заправки существующих моделей кондиционеров с R22 так называемым рекуперированным хладагентом из старых выведенных из эксплуатации систем и запасов самого фреона. На данный момент такие системы в сильном дефиците, как раз по этой причине.

Еще одной возможностью сохранить в эксплуатации кондиционеры с R22, это преобразовать их для работы на новой марке фреона R407C. Для этого нужно точно знать, что ваша модель подлежит такому преобразованию и заменить некоторые компоненты в ее системе. Однако этот вариант возвращает нас к тому, что подобные модели довольно старые и разумнее было бы заменить их новыми агрегатами с уже обновленной системой хладагента. 

Преимущества переход на кондиционеры с новым типом фреона

Настоятельная рекомендация заменить кондиционер с фреоном R22 на современный, это не маркетинговая уловка. Помимо того, что новые модели с хладагентом R410A будут более экологичными, они также на 40%  эффективнее в работе с точки зрения эксплуатационных расходов.
R410A имеет равное нулю озоноразрушающее действие. По своему химическому составу данный фреон не «дифторхлорметан», а «гидрофторуглерод». Он не содержит хлора, а значит, не разрушает озоновый слой.  В случае утечки он попросту рассеивается и не наносит урона окружающей среде. Напомним, что стратосферный озон защищает планету от вредных ультрафиолетовых лучей, а истощение озонового слоя может вызывать снижение урожайности и рак кожи.
Кроме этого в системах с хладагентом R410A используется хорошо растворимая синтетическая смазка для более плавной работы. Из-за этого снижается износ компрессора и других движущихся частей, что продлевает срок службы кондиционера.

В качестве итога нужно сказать, что, так или иначе использование устаревших моделей кондиционеров с вредным для окружающей среды хладагентом, скоро закончится. Их ресурс не бесконечен, использование фреона запрещено, а все производители сосредоточились на выпуске толерантной к планете климатической технике.
Поэтому рекомендуем уже сейчас закладывать в бюджет замену старых кондиционеров на новые модели, потому что прогресс и бизнес рано или поздно приведут вас к этому.